Reservoir

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к: навигация, поиск

Резервуар — ёмкость для хранения воды. Дварфы не хотят занимать бочки водой, считая более полезным оставить их для еды и выпивки, меж тем вода нужна раненным или испачкавшимся дварфам и зимой в морозы и летом в жару. При этом, по возможности, под боком и в безопасном месте. Для решения задачи были изобретены подземные ёмкости для воды, представляющие из себя отрытые в цельном камне обширные помещения, обычно в 3-4 уровня высотой с колодцем наверху и системой наполнения: водопроводом, помпой или люком, размеченным как место для наполнения).

Зачем мне это?

Вода нужна дварфам для полива растений, для мытья, для раненных и чтобы не умереть от жажды, если закончится выпивка. Последнего лучше не допускать — трезвый дварф апатичен и медлителен.

Вода на поверхности или в пещерах может оказаться далеко или вовсе недоступной из-за климата или врагов. Для борьбы с климатом достаточно источник воды накрыть клетками стены или пола — клетки под землёй имеют постоянную температуру, что исключает замерзание или испарение, однако это не решает проблему расстояний и врагов.

Выбор места

Располагать резервуар следует под столовой, зоной отдыха или неподалёку от госпиталя. Это традиционные места использования воды, кроме того их делают далеко от входа, откуда может проникнуть неприятель.

Строительство

Для создания цистерны выкопайте пустое пространство в скале (земля не подойдёт) ниже места, куда вы планируете поставить колодец. В зависимости от ваших потребностей, вы можете сделать цистерну любой ширины и глубины, меж тем есть несколько соображений, определяющих дизайн резервуара:

потребление

  • каждые 10 вёдер воды занимают 1/7 клетки воды, если воды останется 1/7, то колодец перестанет работать, поэтому его надо изредка пополнять.
  • непроточная вода застаивается, образуя у дна осадок, чего дварфы не любят. Колодец, заполненный на 2 уровня снимает эту проблему. Если сильно экономить, то сделайте углубление строго под колодцем, туда будет стекаться вода с мусором.
  • не делайте колодец в виде вертикальной трубы в 10 уровней, т.к. по мере расходования воды дварфам придётся дольше крутить ручку колодца.
  • для строительства вам понадобятся леса или запираемый выход со дна (дверь или шлюз). Дварфы не умеют лазать по отвесным стенам.

борьба с давлением

помните, что водяной столб давит на клетки воды ниже уровнем, что может вызвать затопление крепости, с этим можно очень легко справиться — давление передаётся только по целой стороне тайла, при этом вода течёт и по диагонали. Таким образом, можно создать центральный трубопровод из лестниц высотой хоть в 100 клеток, а от него через диагональный подкоп отводить воду на нужном этаже.

сброс воды

для обслуживания, редизайна, поливки полей или затопления атакующих можно организовать экстренный слив. Безопасное решение — установить внизу шлюз, соединённый с рычагом или нажимной плитой. Расстояние до рычага может быть произвольным, что снимает опасность утопить работника.

безопасность

  • питание от реки, подземного озера, пруда или моря сопряжено с опасностью проникновения плавающих врагов.
    • перед затоплением перекройте тоннель решёткой или прутьями, через них проходит вода и не проходят существа. Но это не спасёт вас от разрушителей построек, способных ломать металлические конструкции и колодцы, создав проход для вторжения.
    • фортификационная стена тоже пропускает воду, однако при затоплении на 7/7 начинает пропускать плавающих существ.
    • вы можете сделать между колодцем и поверхностью воды пустой уровень — летающих амфибий нет.
  • дворфы имеют свойство лезть куда не нужно, поэтому по окончанию сухих работ, но до начала заполнения, стоит пометить нежелательные для хождения трубы/каналы/.../прочее с помощью зон передвижения.

Для пошаговой инструкции по установке работающего колодца ознакомьтесь с руководством по колодцам.