Moat: различия между версиями

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м ("показывая врагам ваше творчество" - очень кривой перевод фразы " forcing enemies to get creative.")
(Переделал всё в более пригодный для переваривания вид.)
Строка 1: Строка 1:


Ров - простая и универсальная часть вашей [[design strategies|обороны]], и часто первая постройка игроков ориентированная на защиту после высадки. Типичный ров - это не более чем обычная траншея в ширину трех тайлов, опоясывающая вашу крепость/вход и мост, связанный с рычагом. В случае нападения, можно поднять мост, использовав рычаг, заставляя тем самым врагов проявить творческий подход к добыче дварфов.
Ров - простая и универсальная часть вашей [[design strategies|обороны]]. Часто он становится первым созданным после высадки сооружением, ориентированным на защиту. Типичный ров - это не более чем обычная траншея в три тайла шириной, опоясывающая вашу крепость (или вход в неё) и мост, связанный с рычагом. В случае нападения можно поднять мост, использовав рычаг, тем самым заставив врагов проявить творческий подход к добыче дварфов.


==Создание рва==
==Создание рва==


Существует два способа сделать ров. Первый это выкопать туннель вод землей до нужного уровня, а затем выкопать канал сверху. Во втором случае, нужно сразу выкопать ров, а потом убрать все рампы. В обоих случаях надо иметь либо [[ramp|рампу]] которая выведет ваших шахтеров на поверхность, либо туннель, который выведет шахтеров в крепость, и потом нужно будет запечатать, не оставляя тем самым погибать вашим шахтерам. Если вы желаете видеть абсолютно чистый ров, то можно воспользоваться [[support|опорами]] и обвалите их. Обвалившийся пол уничтожит рампы. Рассмотрим изображение, которая показывает строительство рва:
Основная проблема при сооружении рва — [[ramp|рампы]], которые будут оставаться у стен внутри рва при простом копании [[channel|каналов]]. Логично, что такой ров ни от чего не защитит: враги просто перейдут его по дну, воспользовавшись столь любезно оставленными рампами. Существует два способа сделать ров без рамп.
[[File:SafeChannelWithRamps.png|thumb|400px|Вариация первого способа. Вместо копания канала сверху вниз можно выкапывать рампы снизу вверх.]]
# [[Mining|Выкопать туннель]] под тем местом, где планируется ров, а затем выкопать канал сверху. Минусы:
#* Если ров в ширину занимает более двух тайлов, то каналы необходимо копать в несколько этапов. В противном случае вы рискуете похоронить своих шахтёров под [[Cave-in|обвалом]].
#* После выкапывания туннеля остаётся подземный проход на поверхность или в крепость, через который шахтёры попадали к месту раскопок. После завершения всех работ этот проход нужно заблокировать стенами.
# Выкопать [[Channel|канал]] непосредственно на месте рва, а потом срыть все рампы ({{k|d}} -> {{K|z}} Remove Up Stairs/Ramps). Минусы:
#* Остаётся одна рампа, по которой шахтёры вылазят наверх. Конечно, можно убрать и её, оставив дварфов умирать от обезвоживания, но есть и более рациональные варианты:
#** Оставить одну рампу. Этот вариант не очень хорош: оставите её со стороны врагов — спустятся и могут [[Climb|вскарабкаться]] к вам; оставите со своей стороны — спустятся по внешней стене или просто упадут вниз, после чего опять же станут на шаг ближе к крепости.
#** Выкопать в стене рва лестницу или рампу, выпустить через неё шахтёров и построить над ней [[Floor|пол]]. Через него они точно не пробьются.  


[[File:SafeChannelWithRamps.png]]
Метод удаления рамп для самых безумных дварфов:
# Копаете канал;
# Выше уровня земли строите над всем каналом пол, поддерживаемый одной [[Support|колонной]];
# Подключаете колонну к [[Lever|рычагу]];
# Кричите "Fire in the hole!";
# Дёрнув за рычаг, обрушиваете на эти жалкие рампы мощь инженерной мысли великой дварфийской цивилизации! На потеху великому Армоку в ров можно добавить парочку [[Noble|ноблей]] и [[Cat|котят]].


==Рассмотрение обороны==
==Дополнительная защита от существ==


===Противоподнимающая система===
[[Climber|Скалолазы]], [[Swimming|водоплавающие]], [[Fire|жаростойкие]], летающие: это неполный список тех, для кого ров может и не показаться препятствием. Когда к вам попадет какой-нибудь гоблин, для него ров не станет проблемой, ведь он может просто [[climb|вскарабкаться]] по его стенам. [[Cave_crocodile|Крокодил]] легко переплывёт наполненный водой ров, а [[Megabeast|особо опасные твари]] способны преодолеть даже магменный ров. К счастью, с такими существами можно бороться целым рядом способов.


Когда к вам попадет какой-нибудь гоблин, для него ров - не проблема, ведь он может просто вскарабкиваясь вылезти оттуда. Здесь показаны несколько стратегий против [[climb|ползания.]]:
* Ров с [[Water|водой]] значительно эффективнее рва пустого, вода уровня 7/7 утопит ваших не приятелей. Конечно, если это не [[Cave_crocodile|крокодилы]]. Неплохим вариантом является использование контролируемого рычагом [[floodgate|шлюза]], который может заполнить ров во время осады. Можно сделать еще один шлюз, который осушит ров. Минус здесь в том, что заполняться достаточно большой ров будет не очень быстро.
* Ров с [[Magma|магмой]] ещё эффективнее, даже против крокодилов. Правда, враги могут прихватить с собой и [[Giant_bat|авиацию]], но в этом случае вам понадобится совсем [[Military_guide|другая статья]].
* [[Trap|Клетки, гигантские винты, ловушки с копьями]]... Вряд ли кто-то успеет пересечь ров до того как умрет. От забытых тварей это всё равно не спасёт, но вот поймать в клетку [[Dragon|дракона]] или [[Bronze_colossus|бронзового колосса]] очень даже можно.
* Также можно "наполнить" ров собаками, медведями, аллигаторами и другой весёлой живностью. Это может быть очень эффективно для сухих рвов, поскольку животные не будут трогают неудачно свалившегося к ним дварфа. Правда, без пути наверх он [[Fun|всё равно умрёт]] от жажды. Вероятно, в сочетании с ловушками это наиболее универсальный вариант рва, способный помочь даже в борьбе с забытыми тварями. Кстати, никто не запрещает вам наполнить ров магмой и заселить туда [[magma crab|магменных крабиков]].
* По стенам из [[Block|блоков]] трудно взбираться, а по [[Smoothing|сглаженным]] природным стенам невозможно.
* Нависающий над дном рва выступ также станет непреодолимым препятствием скалолазам. Ширина выступа должна быть в два тайла, если он сделан из стены, или же один тайл, если это пол.
* Убедитесь, что ров достаточно широкий, чтобы его нельзя было перепрыгнуть. С разбега пока никто прыгать не может, но перепрыгнуть ров в один тайл не составит труда.


* Ваш друг - Вода 7/7 на дне утопит ваших не приятелей.
==Недостатки и их минимизация==
* Магма всегда уместна.
* Клетки, оружия, повторяющиеся ловушки с копьями... вряд ли кто-то успеет пересечь ров до того как умрет.
* По стенам из блоков трудно взбираться, а по сглаженным природным стенам невозможно.
* Выступ или же "губа" в виде буквы "Г". Ширина выступа должна быть в два тайла, если он сделан из стены, если же выступ из пола, то хватит и одного
* Убедитесь, что ров достаточно широкий, чтобы его нельзя было перепрыгнуть. Конечно, пока никто не может прыгать с разбегу, но одно-тайловый ров они смогут перепрыгнуть.


===Деревья===
===Деревья===


Вашим злейшим врагом будет обычное дерево. Два дерева на противоположной стороне - не очень хорошо, если их ветви протягиваются через траншею. Также, советуем посмотреть на дно вашего рва, дерево может расти и там, это сделает посмешищем обороны вашей крепости.
Злейший враг узкого рва — обычное дерево. Два дерева, растущих на противоположных сторонах, тянущих друг к другу свои веточки могут стать отличным "живым" мостом. Также рекомендуется приглядывать за дном рва, ведь там тоже может вырасти дерево, выставив оборону вашей крепости на посмешище.


Деревья на дне можно предотвратить путем глубокого копания, настолько чтобы на дне не было грунта, это имеет некоторые преимущества, например, делает ров [[Gravity|более смертоносным]] и увеличивает расстояние, для того чтобы взобраться. Кроме того дорожное покрытие, вода 7/7, магма - это всё может предотвратить рост дерева на дне.
Предотвратить рост деревьев на дне можно путем его углубления до [[Stone|камня]]. Такая модификация имеет некоторые дополнительные преимущества: например, делает ров [[Gravity|более смертоносным]], а так же увеличивает расстояние для всяких [[Climb|скалолазов]]. Кроме того, [[Road|дорожное покрытие]], вода, магма, пол - всё это может предотвратить рост деревьев возле рва и на его дне. Другим способом борьбы с живыми мостами из веток является увеличение ширины рва до такой степени, что два дерева просто не смогут пересечь его своими ветвями.
 
Существует два способа решить проблему с деревьями. Первый, проложить пол вокруг рва, и тогда деревья не будут расти. Второй, сделать ров настолько широким, что даже ветви деревьев не будут протягиваться через траншею.
 
==Улучшение летальности==
 
Можно заполнить ров [[water|водой]] чтобы топить противников, однако заполнение [[magma|магмой]] это более по дварфийски. Хотя пустой ров более функционален, его заполнение сделает ров смертоноснее.
 
Другим вариантом является использование [[floodgate|шлюза]] контролируемый рычагом, который может заполнить ров во время осады. Можете сделать еще один шлюз, который высушит ваш ров.
 
Также, можно "наполнить" ров собаками, медведями, [[alligator|аллигаторами]] или легендарными [[carp|карпами]].Это может быть очень эффективно для сухих и наполненных водой рвов (поскольку животные не трогают незадачливого дварфа, свалившегося в ров; [[Fun|однако, дварф может умереть от жажды]]), но никто не запрещает вам наполнить ров магмой и заселить туда [[magma crab|магменных крабиков]].
 
==Недостатки==


===Боевой дух===
===Боевой дух===


Ров довольно плохо для морали. Дело в том, что когда дварфы напуганы, они не смотрят куда бегут. И дварф <s>решить искупаться</s> может утопиться.
Ров довольно плох для психики. Дело в том, что когда дварфы напуганы, они не смотрят куда бегут. И дварф может <s>решить искупаться</s> утопиться. Увы, помочь тут может лишь старая добрая изоляция всех мирных жителей форта за стенами крепости. Не важно под землёй или снаружи.
 
===Амфибии/Жаростойкие противники===
 
Помните, что заполненные водой рвы не проблема для хороших [[Swimming|пловцов]] или же [[Creature token#A|амфибий]] и/или не дышащих существ; Это является основанием веселого бага {{Bug|926}} вызывая [[giant toad|гигантских жаб]] которые могут утопить своих профессиональных [[goblin|наездников]] во время [[siege|осады]]. Думаете избавитесь от проблемы, заменив воду на магму? [[Fire|Иммунные к огню]] существа не дышат и не горят, однако [[dragon|драконы]] могут утонуть в рве с магмой.


===Зима===
===Зима===


Имейте ввиду, что если ваш ров полностью наполнен водой, а вы высадились в замерзающем [[climate|климате]], вашу воду [[Freezing|заморозит]], ваш ров станет неэффективным, ведь противники могут перейти по [[ice|льду]]. Однако, если ваш глубокий ров наполовину заполнен водой, то он все равно останется эффективным, даже в мороз.
В [[climate|холодную]] пору вода [[Freezing|замерзает]], кто б мог подумать. Будет большой [[Fun|неожиданностью]] встретить [[Siege|гоблоту]] аккурат после холодненькой ночи, полностью заморозившей ваш заполненный водой ров, казавшийся таким неприступным. По [[ice|льду]] противники спокойно преодолеют этот рубеж вашей обороны, а если других у вас нет, то остаётся лишь молиться Армоку о том чтобы ваше ополчение не пошло на фарш.
Дабы зимой на месте рва оставалась хоть какая-то защита его можно углубить до нескольких тайлов, из которых затапливать лишь один.


===Дистанционные противники===
===Дистанционные противники===


У рва слабая защита против противников с дистанционным оружием, а отправка дварфов для ближнего боя может быть плохой идеей. Как вариант, это сделать в качестве губы [[fortifications|фортификации]], однако элитные противники все равно будут в состоянии ранить ваших дварфов-арбалетчиков.
У рва слабая защита от противников с дистанционным оружием, а отправка дварфов для ближнего боя может быть плохой идеей. От таких случаев могут помочь [[fortifications|бойницы]], однако помните о том, что стрелы всё равно могут летать сквозь них в ваших арбалетчиков.
 
===Летающие противники===
 
Ров не проблема для летающих противников, не полагайтесь на траншею в защите от них.


[[en:Moat]]
[[en:Moat]]

Версия от 12:28, 20 августа 2017

Ров - простая и универсальная часть вашей обороны. Часто он становится первым созданным после высадки сооружением, ориентированным на защиту. Типичный ров - это не более чем обычная траншея в три тайла шириной, опоясывающая вашу крепость (или вход в неё) и мост, связанный с рычагом. В случае нападения можно поднять мост, использовав рычаг, тем самым заставив врагов проявить творческий подход к добыче дварфов.

Создание рва

Основная проблема при сооружении рва — рампы, которые будут оставаться у стен внутри рва при простом копании каналов. Логично, что такой ров ни от чего не защитит: враги просто перейдут его по дну, воспользовавшись столь любезно оставленными рампами. Существует два способа сделать ров без рамп.

Вариация первого способа. Вместо копания канала сверху вниз можно выкапывать рампы снизу вверх.
  1. Выкопать туннель под тем местом, где планируется ров, а затем выкопать канал сверху. Минусы:
    • Если ров в ширину занимает более двух тайлов, то каналы необходимо копать в несколько этапов. В противном случае вы рискуете похоронить своих шахтёров под обвалом.
    • После выкапывания туннеля остаётся подземный проход на поверхность или в крепость, через который шахтёры попадали к месту раскопок. После завершения всех работ этот проход нужно заблокировать стенами.
  2. Выкопать канал непосредственно на месте рва, а потом срыть все рампы (d -> z Remove Up Stairs/Ramps). Минусы:
    • Остаётся одна рампа, по которой шахтёры вылазят наверх. Конечно, можно убрать и её, оставив дварфов умирать от обезвоживания, но есть и более рациональные варианты:
      • Оставить одну рампу. Этот вариант не очень хорош: оставите её со стороны врагов — спустятся и могут вскарабкаться к вам; оставите со своей стороны — спустятся по внешней стене или просто упадут вниз, после чего опять же станут на шаг ближе к крепости.
      • Выкопать в стене рва лестницу или рампу, выпустить через неё шахтёров и построить над ней пол. Через него они точно не пробьются.

Метод удаления рамп для самых безумных дварфов:

  1. Копаете канал;
  2. Выше уровня земли строите над всем каналом пол, поддерживаемый одной колонной;
  3. Подключаете колонну к рычагу;
  4. Кричите "Fire in the hole!";
  5. Дёрнув за рычаг, обрушиваете на эти жалкие рампы мощь инженерной мысли великой дварфийской цивилизации! На потеху великому Армоку в ров можно добавить парочку ноблей и котят.

Дополнительная защита от существ

Скалолазы, водоплавающие, жаростойкие, летающие: это неполный список тех, для кого ров может и не показаться препятствием. Когда к вам попадет какой-нибудь гоблин, для него ров не станет проблемой, ведь он может просто вскарабкаться по его стенам. Крокодил легко переплывёт наполненный водой ров, а особо опасные твари способны преодолеть даже магменный ров. К счастью, с такими существами можно бороться целым рядом способов.

  • Ров с водой значительно эффективнее рва пустого, вода уровня 7/7 утопит ваших не приятелей. Конечно, если это не крокодилы. Неплохим вариантом является использование контролируемого рычагом шлюза, который может заполнить ров во время осады. Можно сделать еще один шлюз, который осушит ров. Минус здесь в том, что заполняться достаточно большой ров будет не очень быстро.
  • Ров с магмой ещё эффективнее, даже против крокодилов. Правда, враги могут прихватить с собой и авиацию, но в этом случае вам понадобится совсем другая статья.
  • Клетки, гигантские винты, ловушки с копьями... Вряд ли кто-то успеет пересечь ров до того как умрет. От забытых тварей это всё равно не спасёт, но вот поймать в клетку дракона или бронзового колосса очень даже можно.
  • Также можно "наполнить" ров собаками, медведями, аллигаторами и другой весёлой живностью. Это может быть очень эффективно для сухих рвов, поскольку животные не будут трогают неудачно свалившегося к ним дварфа. Правда, без пути наверх он всё равно умрёт от жажды. Вероятно, в сочетании с ловушками это наиболее универсальный вариант рва, способный помочь даже в борьбе с забытыми тварями. Кстати, никто не запрещает вам наполнить ров магмой и заселить туда магменных крабиков.
  • По стенам из блоков трудно взбираться, а по сглаженным природным стенам невозможно.
  • Нависающий над дном рва выступ также станет непреодолимым препятствием скалолазам. Ширина выступа должна быть в два тайла, если он сделан из стены, или же один тайл, если это пол.
  • Убедитесь, что ров достаточно широкий, чтобы его нельзя было перепрыгнуть. С разбега пока никто прыгать не может, но перепрыгнуть ров в один тайл не составит труда.

Недостатки и их минимизация

Деревья

Злейший враг узкого рва — обычное дерево. Два дерева, растущих на противоположных сторонах, тянущих друг к другу свои веточки могут стать отличным "живым" мостом. Также рекомендуется приглядывать за дном рва, ведь там тоже может вырасти дерево, выставив оборону вашей крепости на посмешище.

Предотвратить рост деревьев на дне можно путем его углубления до камня. Такая модификация имеет некоторые дополнительные преимущества: например, делает ров более смертоносным, а так же увеличивает расстояние для всяких скалолазов. Кроме того, дорожное покрытие, вода, магма, пол - всё это может предотвратить рост деревьев возле рва и на его дне. Другим способом борьбы с живыми мостами из веток является увеличение ширины рва до такой степени, что два дерева просто не смогут пересечь его своими ветвями.

Боевой дух

Ров довольно плох для психики. Дело в том, что когда дварфы напуганы, они не смотрят куда бегут. И дварф может решить искупаться утопиться. Увы, помочь тут может лишь старая добрая изоляция всех мирных жителей форта за стенами крепости. Не важно под землёй или снаружи.

Зима

В холодную пору вода замерзает, кто б мог подумать. Будет большой неожиданностью встретить гоблоту аккурат после холодненькой ночи, полностью заморозившей ваш заполненный водой ров, казавшийся таким неприступным. По льду противники спокойно преодолеют этот рубеж вашей обороны, а если других у вас нет, то остаётся лишь молиться Армоку о том чтобы ваше ополчение не пошло на фарш. Дабы зимой на месте рва оставалась хоть какая-то защита его можно углубить до нескольких тайлов, из которых затапливать лишь один.

Дистанционные противники

У рва слабая защита от противников с дистанционным оружием, а отправка дварфов для ближнего боя может быть плохой идеей. От таких случаев могут помочь бойницы, однако помните о том, что стрелы всё равно могут летать сквозь них в ваших арбалетчиков.