Aquifer

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Шаблон:Av Водоносный горизонт это подземный слой пропитанной Шаблон:L Шаблон:L. Попытка пробиться через него окончится немедленным заполнением выкопанного участка водой, прерывая разработку этого и нижних уровней. Учитывая то, что водоносные слои обычно присутствуют в областях, богатых Шаблон:L и Шаблон:L, найти Шаблон:L в достаточных количествах на таких картах может быть сложно. При выборе места высадки вы получите предупреждение о наличии водоносного слоя. Возможно стоит выбрать участок без водоносного слоя или на стыке двух биомов.

Преимущества водоносного горизонта

Надо заметить, что хотя водоносный горизонт создаёт много трудностей, у него есть и положительные стороны. Во-первых, немалая часть области, находящейся Шаблон:L, но выше водоносного горизонта состоит из песка, глины или грунта, что упрощает раскапывание складов, не захламляясь ненужным камнем. К тому же присутствие воды в 3-4 уровнях под землёй облегчает постройку Шаблон:L, давая лёгкий доступ к источнику воды. Ещё одно полезное свойство водоносного горизонта состоит в том, что он не только отдаёт бесконечное количество воды, но и впитывает её с определённой скоростью. Если вы прокопаете канал в водоносный слой, вся вода, протекающая по нему будет исчезать, не вызывая затопления.

В холодной (Cold) и тем более морозной (Freezing) местности водоносный слой может быть единственным доступным источником воды, так как до озер в пещерах докопаться далеко не просто. При начале новой игры в таких условиях неплохим выбором станет место с комбинацией нескольких биомов, где можно и прокопать до камня, и получить доступ к незамерзающим колодцам в самом начале игры. Не забудьте только взять веревки и, если на месте высадки нет деревьев, ведра!

Общие советы

  • Шахты, выкопанные непосредственно под водоносным слоем будут затоплены. Начинайте копать через уровень от него если не хотите испортить всю сложную проделанную вами работу.
  • Шаблон:L стены из Шаблон:L, Шаблон:L или Шаблон:L в водоносном слое перекроет приток воды из неё. Это очень полезно при применении насосов. Туннель, вырытый под выровненной клеткой водоносного слоя не будет затоплен. При прокапывании через выровненную стену из неё снова начнёт сочиться вода, до тех пор пока клетка не будет выкопана полностью. Внимание: выравнивание стен из иных материалов НЕ останавливает приток воды (проверено для мрамора).
  • Водоносный слой не пропускает воду по диагонали; он наводняет клетки только с севера/юга/запада/востока.
  • На Шаблон:L в океане вода не питьевая (в отличие от настоящих водоносных горизонтов на океанических островах), так что на водоносных слоях нельзя создавать зоны для питья.

Методы обхода водоносных горизонтов

Известно несколько способов преодоления трудностей, создаваемых водоносными слоями. При высадке стоит взять побольше материалов, а возможно и камня, иначе большую часть предметов скорее придётся изготавливать из Шаблон:L и Шаблон:L, особенно на начальных этапах. Через некоторое время вы сможете добывать строительный Шаблон:L и Шаблон:L посредством Шаблон:L.

Также стоит заметить что иногда можно обнаружить некоторое количество строительного камня выше водоносного горизонта. Можно создавать небольшие шахты для нахождения мест, где можно его добыть. Учтите что рытьё шахт на уровне, находящемся непосредственно над водоносным горизонтом создаст области сырой породы ('damp stone'), которые могут затопить этот уровень если их затронуть; такие области мигают значком .

Метод обвала

Вариант 1. Проход одного уровня водоносного слоя методом обвала
Вариант 2. Проход одного уровня водоносного слоя методом обвала

Существует простой способ проникновения под водоносный горизонт. Если вы обвалите любую почву на водоносный слой, то полученную пробку можно будет безопасно выкапывать.

Для типового прохода 3x3 понадобится нам придётся взять с собой 3 булыжника для создания механизмов.

Порядок постройки:

  • собрать Шаблон:L, изготовить 2 Шаблон:L
  • на верхнем уровне Шаблон:L обрисовываем участок 5x5 (центр 3x3 станет лестницей, края в 1 клетку - пробкой)
  • строим Шаблон:L, Шаблон:L или Шаблон:L, участок Шаблон:L, Шаблон:L и обязательно Шаблон:L на уровне z+1, как показано на рисунке. На этой конструкции повиснет пробка после окончания раскопок.
    • соединяем колонну с рычагом. понадобится 2 механизма.
  • откапывам под каналом и пробкой комнату 7x7
  • роем каналы в полу, чтобы выбрать водоносный грунт. должен получиться бассейн 5x5.
    • опционально - делаем в углу дырку в водоносный слой, чтобы слить лишнюю воду. (рис. 1)
  • отводим дварфов в безопасное место, дёргаем за рычаг. Оборвавшись пробка упадёт в бассейн, вода вытечет в дыру в углу или высохнет. (рис. 2)
  • копаем лестницу в центре пробки. позже можно будет надстроить лестницу, а также замостить яму в земле. (рис. 3)

Заметка. Пробку можно не подвешивать, а ставить на колонну в Z-2 уровне. Заметка. Можно вообще не городить огород с подвесом пробки, а откопать последний тайл канала в последний момент, но есть опасность, что землекоп пострадает от удара водой и пылью, или ещё хуже - упадёт вместе с плитой вниз.

Пошаговая инструкция
Проход трёх уровней водоносного слоя методом обвала с последующим осушением.

Метод похож на предыдущий. Так же строим Шаблон:L и изготавливаем Шаблон:L для опорных колонн.

  • на верхнем уровне Шаблон:L обрисовываем участок 5x5 (центр 3x3 станет лестницей, края в 1 клетку - пробкой)
  • вокруг получившегося канала копаем ещё один, отступив 1 клетку
  • и ещё один
  • строим 3 Шаблон:L, Шаблон:L или Шаблон:L, участок Шаблон:L, 3 Шаблон:L (к центральной пробке и 2 кольцам) и обязательно Шаблон:L на уровне z+1, как показано на рисунке. На этой конструкции повиснут пробка и кольца после окончания раскопок.
    • соединяем колонны с рычагами. понадобится 2 механизма на каждый рычаг.
  • откапывам под каналом и пробкой комнату 15x15
  • роем каналы в полу, чтобы выбрать водоносный грунт. должен получиться бассейн 13x13.
  • отводим дварфов в безопасное место, дёргаем за рычаг, связанный с внешним кольцом! Оборвавшись пробка упадёт вниз, образуя бассейн без единого тайла водоносного слоя. (рис. 2)
    • строим помпу и, если понадобится, стены вокруг помпы. откачиваем воду в дыру в углу комнаты (рис. 3)
  • повторяем раскопки, но бассей на 2 клетки меньше и на уровень ниже. (рис. 4)
  • отводим дварфов в безопасное место, дёргаем за рычаг, связанный со вторым кольцом. Оборвавшись пробка упадёт вниз, образуя бассейн без единого тайла водоносного слоя. (рис. 5)
    • разбираем помпу, строим помпу у нового бассейна, если понадобится, стены вокруг помпы. откачиваем воду в дыру в углу комнаты (рис. 5)
  • копаем третий, последний бассейн. (рис. 6)
  • дёргаем последний рычаг
  • сливаем воду в угол или ждём пока высохнет. откачивать не придётся. (рис. 7)
  • копаем лестницу в центре пробки. позже можно будет надстроить лестницу, а также замостить яму в земле. (рис. 8)

Прохождение обрушением многоуровневого водоносного слоя

Существует способ пройти многоуровневый водоносный слой, для этого понадобится минимум 1 помпа и по 3 камня на каждый уровень воды, плюс некоторое количество древесины и времени. Запаситесь едой и выпивкой.

Разные биомы

Если на вашей местной карте более одного Шаблон:L, может быть возможно прокопать шахту вниз в одном биоме и пробиться в другой, но уже под водоносным горизонтом. Конечно, это не сработает если водоносные слои есть в каждом биоме, но может пригодиться в случае попадания на водоносный слой, не отмеченный на местной карте.

Хорошим указанием на возможность прохождения водоносного слоя являются крутые склоны - их можно увидеть на экране подготовки в высадке, если нажать Tab при просмотре миникарты.

Метод льда

Способ осуществим только на картах с морозным климатом, потребуется ждать зимы, то есть целый год, учитывая, что высадка происходит в 1 день весны. Вам понадобится:

Будте осторожны при прокапывании лестницы в самом льду - шахтёр может погибнуть, вмёрзнув в лёд.

Steps:

  1. Выройте каналы в квадрате 5х5.
  2. Выдолбите ступеньки вне этого квадрата чтобы получить доступ к нижнему уровню.
  3. Аккуратно выройте каналы под первым слоем каналов и выдолбите ещё одни ступеньки вниз.
  4. Продолжайте закапываться вниз до уровня, находящегося непосредственно над водоносным слоем.
  5. Выройте каналы вокруг центральной клетки.
  6. Подождите пока вода замёрзнет.
  7. Внешняя оболочка из Шаблон:L Шаблон:L на уровне водоносного горизонта не позволит внутренним блокам отсыреть.
  8. Выдолбите ступеньки в центральной клетке для доступа к нижним уровням.
  9. Ко времени разморозки льда окружите лестничный пролёт на уровне водоносного горизонта стеной.
  10. Систему можно расширить для получения большего лестничного проёма.

Диаграмма:

  • C - канал
  • G - Шаблон:L
  • W - стена
  • X - ступени вверх/вниз
  • > - ступени вниз
  • < - ступени вверх
  • I - лёд/вода
  • F - пол

Поверхность:

CCCCC
CCCCC
CCCCC>
CCCCC
CCCCC

Срединные уровни:

CCCCC
CCCCC
CCCCCX
CCCCC
CCCCC

Уровень водоносного горизонта + 1:

CCCCC
CCCCC
CC>CF<
CCCCC
CCCCC

Уровень водоносного горизонта:

IIIII
IWWWI
IWXWI
IWWWI
IIIII

Метод скорости

В случае с многослойным водоносным горизонтом существует возможность прокопать более одного водоносного слоя сразу, так чтобы вода не успела накопиться. Это позволяет вести работы на верхних уровнях, сливая воду в нижний, но не пробивает полностью все водоносные слои.

Метод руды

На картах, где водоносный горизонт содержится не в почве, а в слое Шаблон:L, например Шаблон:L, может быть возможно пробиться на нижние уровни через залежи Шаблон:L, например Шаблон:L. Чтобы это сработало, необходимо найти точку, в которой есть залежи руды на каждом Z-уровне через который необходимо пробиться. Сделать это можно либо путём проб и ошибок, либо с помощью подходящей Шаблон:L, например reveal.exe.

Метод магмы

Если у вас есть доступ к источнику Шаблон:L, вы можете создать обсидиановые кессоны. Вода находится в водоносном слое не под давлением, а магма достаточно вязка, так что рытьё Шаблон:L в водоносном слое безопасно. Несмотря на то что вам придётся прорывать каналы по нескольку раз в одном и том же месте, в итоге можно создать озеро магмы на уровне водоносного слоя, а затем отделить его от источника магмы при помощи воды. Когда она остынет (этот процесс можно ускорить дополнительной подачей воды), вы сможете прокопаться вниз через середину области обсидиана 3х3 без затопления. Создавая большую изначальную область обсидиана, вы сможете прокопаться через большее количество водоносных слоёв.

Другой метод магмы

Два внешних слоя Шаблон:L могут дать вам возможность пробиться под водоносный горизонт, приложив минимум усилий. Непосредственно прилегающий к магме слой всегда состоит из обсидиана, который не пропускает воду из водоносного горизонта. Следующий за ним слой почвы или породы высушен теплом от магмы. В зависимости от расположения конкретного выхода магмы, может быть возможно всё время копать прямо вниз или найти обходной путь.

Советы:

  • Любая клетка, не соприкасающаяся с магмой на том же Z-уровне (углом или гранью), не будет затоплена магмой, даже если магма находится прямо над ней.
  • Любая клетка, не обозначенная как сырая, не будет залита водой, даже если соседняя с ней клетка - сырая.
  • Чтобы узнать, какие клетки безопасно выкапывать, можно выдалбливать Шаблон:L вниз, так как это даёт представление о том, что находится на нижнем уровне. Эти клетки можно затем по желанию покрыть Шаблон:L.
    • Предупреждение: Не выдалбливайте ступеньки вверх в водоносном слое, пока не удостоверитесь, что клетка недоступна для воды. Создание ступенек вверх откроет клетку, так что она сможет заполниться водой и сделать соседние клетки небезопасными.
  • Сухие клетки вокруг источника магмы - того же типа что и сам водоносный горизонт, так что водоносный слой Шаблон:L можно использовать для сбора песка.

Метод насосов

Существует возможность Шаблон:L воду из водоносного слоя; несмотря на то что вода в источнике похоже бесконечна, её можно выкачивать быстрее чем она успевает просачиваться, что позволяет создать достаточно безопасную область на уровне с водоносным слоем. Этот метод небезопасен, так как может привести к затоплению при неаккуратном использовании насосов, зато он позволяет расчистить большую площадь чем большинство методов и может применяться на любой карте. На уровне с водоносным горизонтом можно построить стены, преграждающие путь воде. Также, обычно бывает проще спланировать систему насосов, чем искать пути под водоносные слои, основываясь на удаче.

Этим методом можно пробить несколько водоносных слоёв. Просто убедитесь, что создали достаточно свободного места на предыдущем уровне для продвижения на следующий. Для освобождения большого пространства, разбейте его на отделения (размер 6х6 вполне подойдёт) и выкачивайте их по одному за раз, хотя бы с трёх сторон одновременно, затем стройте стены по периметру. Выкопав несколько отделений, вы можете соединить их, пробив преграду между ними и достроив недостающие стены для защиты от воды. Заметьте, что насосы не смогут перекачивать воду если вы построите стену в клетке, из которой они её забирают, вот почему необходимо либо выкачивать воду сразу с нескольких сторон, либо освобождать место для постройки стен.

Изменение настроек игры (чит)

Следует считать этот метод нечестным, тем более, что для честного "метода обвала" потребуется лишь несколько минут. Удаление записи [AQUIFER] из свойств камня в inorganic_stone_layer.txt и inorganic_stone_soil.txt отключает приток воды.


Места нахождения

Водоносные горизонты в большинстве почв и трёх породах.

Слои, в которых встречаются водоносные горизонты:

Слои, в которых НЕ встречаются водоносные горизонты:

Игровой мир
Главное
Карта
Биомы
Особенности
Подземный мир
Цивилизации
Места
Структуры
Прочее