Obsidian farming: различия между версиями

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 7 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{переделать|Требуется перевод}}
{{projects}}
{{projects}}


 
'''Обсидиановая ферма''' — это эффективный способ получить [[obsidian|обсидиан]]. Когда [[magma|магма]] контактирует с [[water|водой]], тайл обсидиана появляется на месте соприкосновения обеих жидкостей. Обсидиан является умеренно-ценным [[stone|камнем]], и если учесть, что запасы магмы и воды возобновляются, то можно считать его бесконечным товаром.
'''Обсидиановая ферма''' — это эффективный способ получить [[obsidian|обсидиан]]. Когда [[magma|магма]] контактирует с [[water|водой]], тайл обсидиана появляется на месте соприкосновения обеих жидкостей. Обсидиан является умеренно-ценным [[stone|камнем]] и если учесть то, что запасы магмы и воды возобновляются, то можно считать это бесконечным товаром.


== Метод шлюзов ==
== Метод шлюзов ==


Типичный метод фарминга, который выглядит так:
Типичный метод фарминга, который выглядит так:
* Прямоугольный зал, выкопан или сконструирован в 2 уровня высотой.
* Прямоугольный зал, выкопан или сконструирован в 2 уровня высотой;
* В нижний уровень зала поступает магма по [[Screw pump|насосу]] (В противном случае, она поступала бы очень медленно)
* В нижний уровень зала поступает магма по [[Screw pump|насосу]] (В противном случае, она поступала бы очень медленно);
* В верхний уровень поступает вода ([[Screw pump|насос]] тоже хорошая идея)
* В верхний уровень поступает вода ([[Screw pump|насос]] тоже хорошая идея);
* Убирается вода (с помощью [[Screw pump|насоса]], открытых шлюзов и т.д.)
* Убирается вода (с помощью [[Screw pump|насоса]], открытых шлюзов и т.д.);
* Появившийся обсидиан (на нижнем уровне) нужно убирать с помощью создания рамп или прорытия канала (иначе на верхнем этаже образуется пол и повторное использование не будет доступно)
* Появившийся обсидиан (на нижнем уровне) нужно убирать с помощью создания рамп или прорытия канала (иначе на верхнем этаже образуется пол, и повторное использование не будет доступно).


В более продвинутых фермах можно использовать несколько слоев магмы и воды - еще один обсидиановый слой (N - число слоев магмы, (N-1) - число слоев обсидиана). Ваши изобретательные дварфы, должны закричать: "ОБСИДИАНОВАЯ КРЕПОСТЬ!", прямо сейчас.
В более продвинутых фермах можно использовать несколько слоев магмы и воды — ещё один обсидиановый слой (N число слоев магмы, (N-1) число слоев обсидиана). К слову, ваша дварфийская изобретательность уже должна бы во весь голос нашёптывать вам слова "ОБСИДИАНОВАЯ КРЕПОСТЬ".


== Метод мостов ==
== Метод мостов ==


{{diagram|spaces=yes|color=#888|\
<diagram>
       z              z-1          z-2
       z              z-1          z-2
  ╔══════════╗  ╔══════════╗  ╔══════════╗  
  ╔══════════╗  ╔══════════╗  ╔══════════╗  
Строка 32: Строка 30:
  ╚══════════╝  ╚══════════╝  ╚══════════╝  
  ╚══════════╝  ╚══════════╝  ╚══════════╝  


}}
</diagram>


Другой, возможно более простой, дизайн в 3 уровня высотой:
Другой, возможно, более простой дизайн в 3 уровня высотой:
* Верхний уровень содержит резервуар воды, пол выкопан и заменен выдвижным мостом (показан фиолетовым) для сброса воды '''по требованию''', и, опционально, подъемный мост (белый) для контроля потока воды; Комбинация этих мостов даст в итоге дозированный резервуар, который будет сбрасывать воды не больше, чем для этого необходимо. Также можно добавить дверь для целей обслуживания.
* Верхний уровень содержит резервуар воды, пол выкопан и заменен выдвижным мостом (показан фиолетовым) для сброса воды '''по требованию''', и, опционально, подъемный мост (белый) для контроля потока воды; Комбинация этих мостов даст в итоге дозированный резервуар, который будет сбрасывать воды не больше, чем для этого необходимо. Также можно добавить дверь для целей обслуживания.
* Middle level is an access room; floor may be channeled out or ramped out from below, but it should not be there. It should include an access door, and optional drains to remove excess water (shown in cyan); the spare water may be pumped back to the reservoir, dumped in the caverns or an aquifer, or left in a large room to evaporate. Outside the farm must be two levers; one controls the bridges in the water reservoir, one which controls the magma floodgate.
* Средний уровень — уровень доступа; пол здесь убирается либо через вырывание канала, либо снизу, через выкапывание рамп — его на этом уровне быть не должно. Также здесь нужна дверь и, опционально, дренажи для слива воды (циановые); лишнюю воду можно выкачать обратно в резервуар, слить в пещеры или в водоносный слой, или же просто разлить по достаточно обширной плоскости, чтобы она испарилась сама собой. Вне помещения фермы должны быть два рычага: один контролирует мосты в резервуаре с водой, другой отвечает за магмовый [[шлюз]].
* Lower level is the magma reservoir; the floor should be intact. The magma supply should be controlled by a [[magma-safe]] floodgate (shown in green). Again, this level may include a magma-safe door for maintenance access.
* Нижний уровень — резервуар с магмой; пол здесь должен быть цел. Приток магмы контролируется [[magma-safe|магмоустойчивым]] шлюзом (зелёного цвета). На этом уровне также можно поставить дверь из магмаустойчивого материала для целей обслуживания.


Requirements:  
Потребуется:  
* 6 mechanisms (8 if measuring reservoir is used), one of which must be magma-safe.
* 6 [[mechanism|механизмов]] (8, если добавить измерительный резервуар), один из которых должен быть магмоустойчив;
* 1 magma-safe floodgate
* 1 магмоустойчивый шлюз;
* 1 bridge (2 if measuring reservoir is used)
* 1 мост (2, если используется измерительный резервуар);
* 3 z-levels you're willing to dedicate to an obsidian farm, with easy access to water and magma.
* 3 [[Z-уровень|z-уровня]] с доступом к воде и магме, которые будут отведены под ферму.


Operating instructions:
Инструкция:
# Open the floodgate and flood the lower level with magma.
# Открыть шлюз и затопить нижний уровень магмой;
# Close the floodgate.
# Закрыть шлюз;
# Retract bridge and drop the water onto the magma.
# Поднять мост, тем самым сбросив воду на магму;
# Unretract the bridge.
# Опустить мост;
# If necessary, wait until any excess water has drained away - if you built a measuring reservoir, there should be no water left on top.
# Если необходимо, дождаться, когда лишняя вода будет слита через дренажную систему — если был построен измерительный резервуар, воды остаться не должно;
# Mine the obsidian using channels/ramps.
# Выкопать обсидиан каналами или рампами;
# Haul the obsidian stones to a stockpile.
# Транспортировать его на [[Stockpile|склад]];
# Repeat.
# См. пункт 1.


As a bonus, the obsidian casting process can also serve as a convenient <s>soap maker</s> garbage disposal.
Также стоит отметить, что процесс отливания обсидиана может быть косвенно полезен в <s>мыловарении</s> [[Garbage disposal|утилизации отходов]].


== Примечания ==
== Примечания ==


*'''Make sure that the Temperature setting is enabled in the [[d_init.txt]] file for obsidian farming to be feasible'''; otherwise, the tiles will not cool down after the obsidian is formed, and dwarves will refuse to get close, thinking it incandescent despite no magma being present.
*'''Убедитесь, что в файле [[d_init.txt]] разрешена симуляция температур — [TEMPERATURE:YES]'''; в противном случае тайлы обсидиана не будут остывать, и дварфы откажутся приближаться к ним, считая их раскалёнными, даже невзирая на отсутствие магмы.
*Keep in mind all usual precautions for handling big amounts of both [[water]] and [[magma]].
*Учитывайте все стандартные предосторожности при работах с большими объёмами [[water|воды]] и [[magma|магмы]].
*Unlike water, magma normally flows very slowly and pressure doesn't affect magma at all. Because of this, it's always preferable to pump magma rather than letting it flow, even when the obsidian farming chamber is on the same z-level as magma, or it might take much longer than you'd expect. Pumped magma however ''will'' be pushed up by pressure, up to the z-level of the pump.
*В отличие от воды, магма в стандартных условиях течёт очень медленно и никак не затрагивается давлением. В связи с этим магму лучше вкачивать в резервуар насосами, даже когда её источник находится на одном z-уровне с фермой. В противном случае заполнение камеры магмой может занять весьма продолжительное время. Также стоит помнить, что магма, закачиваемая через насос, всё-таки ''будет'' выталкиваться давлением наверх, вплоть до z-уровня самого насоса.
*When pouring water over magma without dispensing the exact amount, you'll probably end up with excess water on top of the obsidian. Make sure your design includes a way to easily dispose of this water.
*При заливании магмы неотмеренным объёмом воды на обсидиане практически всегда остаётся её излишек. Благоразумным было бы предусмотреть способ выведения лишней воды из камеры.
*For the same reason it's usually better to drop water onto magma and not the other way around - excess water is much more manageable than excess magma.
*По этой же причине благоразумно всегда выливать воду на магму, а не наоборот — справиться с лишней водой заметно проще, чем с лишней магмой.
*Remember to turn off any inflow before digging out obsidian, or the moment the obsidian holding it off gets dug out it will resume flowing, likely leading to !![[Fun]]!!.
*Не забудьте остановить приток магмы во время добычи обсидиана — в противном случае при выкапывании блока, перекрывающего шлюз, магма продолжит втекать в камеру, что, вероятно, приведёт к !![[Fun|Веселью]]!!.
*Note that if you add water to a tile which is as little as 1/7th full of magma, you'll create a full block of obsidian. This is particularly useful when you're operating a repeatable [[magma piston]] since one block of obsidian will displace 7/7 units of magma, and you'll only need 1-2 units of magma to make a block of obsidian to get 7 units of magma.
*Для создания целого блока обсидиана достаточно привести воду в контакт с тайлом, заполненным магмой всего на 1/7. Это особенно полезно при использовании возобновляемого [[magma piston|магменного поршня]], поскольку один блок обсидиана вытеснит 7/7 уровней магмы, в то время как всего 1-2 уровня магмы потребуется для создания этого блока, дающего 7 уровней.
[[en:Obsidian farming]]
[[en:Obsidian farming]]

Текущая версия от 18:16, 21 января 2023

Обсидиановая ферма — это эффективный способ получить обсидиан. Когда магма контактирует с водой, тайл обсидиана появляется на месте соприкосновения обеих жидкостей. Обсидиан является умеренно-ценным камнем, и если учесть, что запасы магмы и воды возобновляются, то можно считать его бесконечным товаром.

Метод шлюзов

Типичный метод фарминга, который выглядит так:

  • Прямоугольный зал, выкопан или сконструирован в 2 уровня высотой;
  • В нижний уровень зала поступает магма по насосу (В противном случае, она поступала бы очень медленно);
  • В верхний уровень поступает вода (насос тоже хорошая идея);
  • Убирается вода (с помощью насоса, открытых шлюзов и т.д.);
  • Появившийся обсидиан (на нижнем уровне) нужно убирать с помощью создания рамп или прорытия канала (иначе на верхнем этаже образуется пол, и повторное использование не будет доступно).

В более продвинутых фермах можно использовать несколько слоев магмы и воды — ещё один обсидиановый слой (N — число слоев магмы, (N-1) — число слоев обсидиана). К слову, ваша дварфийская изобретательность уже должна бы во весь голос нашёптывать вам слова "ОБСИДИАНОВАЯ КРЕПОСТЬ".

Метод мостов

      z              z-1           z-2      
        
    ..........   ++++++++++ 
 ++++++++  ...........   ++++++++++ 
 ++++++++   ...........  ++++++++++ 
W++++++++   ..........   ++++++++++ 
W++++++++   ..........   ++++++++++XM
W++++++++   ..........   ++++++++++ 
 ++++++++   ...........  ++++++++++ 
 ++++++++  ...........   ++++++++++ 
    ..........   ++++++++++ 
        

Другой, возможно, более простой дизайн в 3 уровня высотой:

  • Верхний уровень содержит резервуар воды, пол выкопан и заменен выдвижным мостом (показан фиолетовым) для сброса воды по требованию, и, опционально, подъемный мост (белый) для контроля потока воды; Комбинация этих мостов даст в итоге дозированный резервуар, который будет сбрасывать воды не больше, чем для этого необходимо. Также можно добавить дверь для целей обслуживания.
  • Средний уровень — уровень доступа; пол здесь убирается либо через вырывание канала, либо снизу, через выкапывание рамп — его на этом уровне быть не должно. Также здесь нужна дверь и, опционально, дренажи для слива воды (циановые); лишнюю воду можно выкачать обратно в резервуар, слить в пещеры или в водоносный слой, или же просто разлить по достаточно обширной плоскости, чтобы она испарилась сама собой. Вне помещения фермы должны быть два рычага: один контролирует мосты в резервуаре с водой, другой отвечает за магмовый шлюз.
  • Нижний уровень — резервуар с магмой; пол здесь должен быть цел. Приток магмы контролируется магмоустойчивым шлюзом (зелёного цвета). На этом уровне также можно поставить дверь из магмаустойчивого материала для целей обслуживания.

Потребуется:

  • 6 механизмов (8, если добавить измерительный резервуар), один из которых должен быть магмоустойчив;
  • 1 магмоустойчивый шлюз;
  • 1 мост (2, если используется измерительный резервуар);
  • 3 z-уровня с доступом к воде и магме, которые будут отведены под ферму.

Инструкция:

  1. Открыть шлюз и затопить нижний уровень магмой;
  2. Закрыть шлюз;
  3. Поднять мост, тем самым сбросив воду на магму;
  4. Опустить мост;
  5. Если необходимо, дождаться, когда лишняя вода будет слита через дренажную систему — если был построен измерительный резервуар, воды остаться не должно;
  6. Выкопать обсидиан каналами или рампами;
  7. Транспортировать его на склад;
  8. См. пункт 1.

Также стоит отметить, что процесс отливания обсидиана может быть косвенно полезен в мыловарении утилизации отходов.

Примечания

  • Убедитесь, что в файле d_init.txt разрешена симуляция температур — [TEMPERATURE:YES]; в противном случае тайлы обсидиана не будут остывать, и дварфы откажутся приближаться к ним, считая их раскалёнными, даже невзирая на отсутствие магмы.
  • Учитывайте все стандартные предосторожности при работах с большими объёмами воды и магмы.
  • В отличие от воды, магма в стандартных условиях течёт очень медленно и никак не затрагивается давлением. В связи с этим магму лучше вкачивать в резервуар насосами, даже когда её источник находится на одном z-уровне с фермой. В противном случае заполнение камеры магмой может занять весьма продолжительное время. Также стоит помнить, что магма, закачиваемая через насос, всё-таки будет выталкиваться давлением наверх, вплоть до z-уровня самого насоса.
  • При заливании магмы неотмеренным объёмом воды на обсидиане практически всегда остаётся её излишек. Благоразумным было бы предусмотреть способ выведения лишней воды из камеры.
  • По этой же причине благоразумно всегда выливать воду на магму, а не наоборот — справиться с лишней водой заметно проще, чем с лишней магмой.
  • Не забудьте остановить приток магмы во время добычи обсидиана — в противном случае при выкапывании блока, перекрывающего шлюз, магма продолжит втекать в камеру, что, вероятно, приведёт к !!Веселью!!.
  • Для создания целого блока обсидиана достаточно привести воду в контакт с тайлом, заполненным магмой всего на 1/7. Это особенно полезно при использовании возобновляемого магменного поршня, поскольку один блок обсидиана вытеснит 7/7 уровней магмы, в то время как всего 1-2 уровня магмы потребуется для создания этого блока, дающего 7 уровней.