Siege engine: различия между версиями

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Строка 78: Строка 78:
Осадные орудия могут стрелять только прямо перед собой и только в своём z-уровне. Цель может отклоняться от прямой не более чем на 20 градусов. Как бороться с мёртвыми зонами описано в [[Security_design#Осадные орудия|позиционном руководстве]], главная идея — не давать врагам выходить из под обстрела.
Осадные орудия могут стрелять только прямо перед собой и только в своём z-уровне. Цель может отклоняться от прямой не более чем на 20 градусов. Как бороться с мёртвыми зонами описано в [[Security_design#Осадные орудия|позиционном руководстве]], главная идея — не давать врагам выходить из под обстрела.


Операторы орудий — гражданские! Они убегают от врагов, подобравшихся ближе 20 тайлов. Решением может стать [[channel|ров]] или стена с [[fortification|бойницами]], позволяющие удерживать противника на расстоянии.
Операторы орудий — гражданские! Они убегают от врагов, подобравшихся ближе 20 тайлов{{verify}}<!-- Так 10 или 20? -->. Решением может стать [[channel|ров]] или стена с [[fortification|бойницами]], позволяющие удерживать противника на расстоянии.


Осадные орудия могут стрелять через [[fortification|бойницы]], как любое другое оружие дальнего боя. Фортификационная стена пропускает выстрелы стоящих вплотную и частично защищает от [[arrow|стрел]] и [[bolt|болтов]] атакующих. Осадному орудию нужна бойница в 1 клетку для стрельбы.
Осадные орудия могут стрелять через [[fortification|бойницы]], как любое другое оружие дальнего боя. Фортификационная стена пропускает выстрелы стоящих вплотную и частично защищает от [[arrow|стрел]] и [[bolt|болтов]] атакующих. Осадному орудию нужна бойница в 1 клетку для стрельбы.

Версия от 09:23, 2 июля 2013


Осадные орудия в Dwarf Fortress — наполовину строения, наполовину оружие. Таких орудий два: катапульты и баллисты. Оба способны наносить огромные повреждения на расстоянии: 80 — 100 тайлов для катапульты и 130 — 200 тайлов для баллисты. Стрела из баллисты способна убить или ранить дружественное существо, стоящее на пути (friendly fire). Выстрел катапульты не повреждает дружественных существ.

Направление осадного орудия указывается при сборке, орудия не могут передвигаться, но их можно разобрать и собрать вновь в другом месте без дополнительных затрат. Сборка орудий и их снаряжение боеприпасами требует дварфа с разрешёнными работами "Siege Engineering" и навыком "военный инженер"

Игрок определяет будет ли данное орудие стрелять или нет. Для работы орудия требуется оператор орудия (siege operator). Баллиста использует специальные боеприпасы — стрелы для баллист (ballista arrow), производимые из брёвен на оружейном заводе (siege workshop), которые могут дооснащаться металлическими оголовьями, выплавляемыми в плавильне оружейником).

Катапульты используют обычные камни.

Создание компонентов орудий

Для сборки орудия сначала потребуется произвести 3 компонента в осадной мастерской (siege workshop), катапульты строятся из 3 catapult part, а баллиста из 3 ballista parts. Части могут быть разные по качеству и из разных пород, части не делятся на виды — левая, правая... Общее качество орудия влияет на скорострельность и точность орудия — лучшие показатели будут у орудия из 3 шедевральных частей, однако качество даёт мало пользы для нетренированного оператора.

Сборка орудия производится так же, как и для любого здания.

Собранное орудие занимает квадрат 3x3, его нельзя сдвинуть, только разобрать и собрать на новом месте.

Базовое управление орудиями

Кнопка o позволяет сменить направление стрельбы орудия по секторам — север/юг/запад/восток. Настройка вступает в действие немедленно, участие дварфов не требуется.

Кнопка f переключает режим ведения огня:

  • Not in Use: оператор орудия зарядит боеприпас и уйдёт по своим делам.
  • Prepare to Fire: оператор орудия зарядит боеприпас и будет ждать команды.
  • Fire at Will: оператор будет перезаряжать орудие и вести огонь.

Стоит вам дать орудию команду стрелять en (или готовиться к стрельбе en), как дварф с включенной работой siege operator помчится к нему. Дварфы всегда перезаряжают пустующие орудия, не существует возможности напрямую это запретить. Вы можете запретить использование всех подходящих боеприпасов на карте или запретить исполнение работ, связанных с осадными орудиями или ограничить доступ, заперев дверь или шлюз.

Боеприпас разрушится при приземлении, кроме случаев попадания в соседнюю "пустую" клетку и проваливания на уровень вниз. (Подробности в конце статьи.)

########
CCC..._#
CCC..._#
CCC..._#
########

Ров в конце зоны огня спасает камни от разрушения. Для тренировок обычно это не требуется, т.к. камней на карте огромное количество, но можно сделать длинный коридор для быстрой переброски огромного количества камней или самодостаточный тренировочный центр. Того же эффекта можно достигнуть обстреливая с холма мишень на холме.

Орудийное гнездо можно сделать подходящим для тренировок и защиты, дополнив входной коридор подъёмным мостом, который будет отбрасывать на тренировках камни в ров.

###################################################
CCC..._¦.......................................вход
CCC..._¦.......................................вход
CCC..._¦.......................................вход
###################################################

Мост поднят и отражает камни в канал.

###################################################
CCC...[].......................................вход
CCC...[].......................................вход
CCC...[].......................................вход
###################################################

Мост опущен и позволяет вести огонь по целям в коридоре.

Особенности применения

  • Оба вида орудий имеют ограниченный угол обстрела — 10-20 градусов перед носовой частью, и могут поворачиваться только на 90 градусов.
  • Оба вида целятся и стреляют только в одном z-уровне. Провалившиеся ниже боеприпасы не разрушаются и не наносят повреждений.
  • Минимальную дальность стрельбы катапульт — 30 тайлов.
  • Баллисты ранят любого между собой и точкой прицеливания.
  • Оба могут стрелять через амбразуры (fortification).
  • Оператор орудия — гражданское лицо, он убежит от слишком близко подошедшего врага. Близко — понятие субъективное, но не стоит подпускать ближе 10 тайлов.

Безопасное использование

Баллисты ранят любого между собой и точкой прицеливания! В полёте стрела баллисты наносит повреждения любому существу на своём пути, включая дварфов и торговцев. Всегда запрещайте движение в зоне прицеливания баллист, а в тренировочных комнатах вообще исключите попадание дварфов в зону огня. Стрела баллисты может пролететь до 150 тайлов, прежде чем встретит препятствие или покинет край карты. К слову, дерево для неё не является препятствием.

Интересно, что катапульты значительно безопаснее. Оператор катапульты может целиться в любой объект и дикое животное в зоне обстрела. Хотя огонь и идёт навесом, дополнительный z-уровень для стрельбы не требуется. Стрельбы с возвышенности по скале создаст прикольные круги из упавших вниз камней.

Стрельбы из осадных орудий в неподготовленной зоне может обернуться неприятностями — среднего размера слону 1 выстрел не причинит особого вреда, а вот разозлить может. Ещё хуже будет, если бойцы накроют огнём своих дварфов или караван.

Огонь по готовности ("Fire at Will") не означает поиска цели для стрельбы! Орудие перезарядят и тут же произведут выстрел, переводя боеприпасы. Этот режим огня позволяет атаковать цели за границей видимости. Например, вы получили сообщение о вторжении и уверены, что обстреливаемое направление — единственно возможное.

Продвинутое управление орудиями

Расположение

Осадные орудия могут стрелять только прямо перед собой и только в своём z-уровне. Цель может отклоняться от прямой не более чем на 20 градусов. Как бороться с мёртвыми зонами описано в позиционном руководстве, главная идея — не давать врагам выходить из под обстрела.

Операторы орудий — гражданские! Они убегают от врагов, подобравшихся ближе 20 тайловТребует проверки. Решением может стать ров или стена с бойницами, позволяющие удерживать противника на расстоянии.

Осадные орудия могут стрелять через бойницы, как любое другое оружие дальнего боя. Фортификационная стена пропускает выстрелы стоящих вплотную и частично защищает от стрел и болтов атакующих. Осадному орудию нужна бойница в 1 клетку для стрельбы.

Навыки владения и качество орудий

Качество компонентов орудия влияет на кучность стрельбы и время перезарядки. Достоверно неизвестно, существует ли у орудия свой параметр качества (e.g. качество сборки). Качество и материал боеприпаса (разговор о баллисте, конечно) влияет на наносимый урон и, возможно, точность стрельбы.

Есть только один способ получить качественные фрагменты орудий — заказать их у опытного военного инженера. И есть только один путь получить такого работника — произвести сотни частей осадных орудий. Сборка и разборка орудия не даёт опыта в навыке военного инженера. Изредка дварфы выпускают мастерски сделанные части и до легендарного уровня навыка. Потребуются сотни брёвен, чтобы обычный инженер выпустил 3 части высшего качества. При этом для достижения уровня Proficient, максимального при старте крепости, требуется 120 брёвен, а для Legendary+0 — около 600.

Опыт оператора безусловно влияет на скорость перезарядки. У новичка уходит месяц на снаряжение катапульты, тогда как Легендарный, при наличии боеприпасов под боком, может сделать несколько выстрелов, прежде чем цель добежит до орудия. Навык оператора не имеет видимого влияния на точность огня.

Операторов лучше тренировать на катапультах, они используют дешёвый и доступный камень для стрельбы. На период тренировки лучше освободить операторов от других работ. Так как периодически они будут отлучаться на сон и еду, то можно выделить 3 катапульты на 4 операторов. Так как для стрельбы требуется подносить тяжёлые камни, операторы так же прокачают силу, что позволит им в будущем заниматься тяжёлым трудом, вроде помола зерна, перекачивании воды или таскании тяжестей. Не стоит откладывать обучение на потом — для достижения уровня Proficient дварф потратит минимум год, а до Легендарного ещё как минимум два, произведя в сумме около 300 выстрелов.

Снаряжение баллисты происходит быстрее, чем катапульты, возможно из-за меньшего веса боеприпасов.

Альтернативный путь — обучение высококлассного дварфа нескольким профессиям. При наличии дварфов с хорошим уровнем силы и ловкости, хорошего уровня катапульты и склада боеприпасов под боком потребуется всего несколько месяцев до достижения Легендарного уровня. Перевод легендарных шахтёров на осадные орудия, а потом на таскание камней к тем же орудиям — хороший способ ускорить массовое обучение.

Ведение боя

Катапульты — менее эффективное оружие в бою, чем баллиста. (с версии 0.31.08). Камни способны нанести серьёзный урон только в небольшом радиусе от места попадания, а низкая точность катапульт заставит скрежетать зубами. Катапульты быстро стреляют, не повреждают дружественные цели, а боеприпасы буквально валяются под ногами, однако низкая точность стрельбы и слабый урон превращает катапульты в орудия тренировок.

Деревянные стрелы баллисты — слишком мягкие, способны поразить только лёгкие доспехи и ткани. Однако стрелы летят сквозь препятствия и способны поразить сразу множество целей на большом расстоянии. Грамотно построенный вход в крепость заставляет нападающих выстраиваться в цепочку, разгоняя урон с каждого выстрела баллисты. Стрела баллисты повреждается при попадании в цель и полностью разрушается, ранив 5-6 целей размером с гоблина.

Осадные орудия требуют пристального внимания — выставленные на режим стрельбы по готовности оказываются без снаряжения, когда это действительно требуется.

При получении сообщения о вторжении переведите боевые орудия в режим готовности, это заставит операторов зарядить орудия и ждать приказа. Тренировочные лучше вообще выключить, дабы не отвлекать операторов их перезарядкой.

Помните: операторы орудий — гражданские. Им нет дела до процветания форта, они хотят есть, пить и спать. Чтобы работы в форте не мешали боевым действиям, тренируйте операторов больше, чем у вас орудий. Отмените другие работы у операторов орудий, а ещё лучше заприте их в орудийной комнате.

Батареи баллист

Установленные каскадом баллисты способны перекрыть коридор шириной до 3 тайлов. Каждое орудие занимает квадрат 3x3, но через край баллисты можно стрелять. Это может оказаться для операторов первых двух орудий. Чтобы они не шныряли под линией огня зона обстрела перекрывается фортификационной стенкой. пара пустых клеток всё ещё опасны для дварфов, но у них нет причин туда лезть.


Коридор шириной в 3 тайла (батарейная комната 5 тайлов)
                                ╔═══
══════════════════════════╦══╦══╝▐▀\
ВХОД++++++++++++++++▼·····╬++╬▐▀\◄═«  (~боеприпасы~)
ВХОД++++++++++++++++▼·····╬▐▀\◄═«▐▄/
ВХОД++++++++++++++++▼·····╬◄═«▐▄/+(~боеприпасы~)
══════════════════════════╣▐▄/+(~боеприпасы~)
                          ╚═════════
  • + — пол
  • — стена
  • — пандус (вниз)
  • · — канал (пустота на этом уровне)
  • — фортификация

Боеприпасы можно разместить как в орудийной комнате, так и на соседних этажах, прорубив лестницы или пандусы от орудий. Помните, что стрелы для баллист хранятся на мебельных складах, а не оружейных.

Дополнительно можно построить ряд шлюзов или раздвижной мост по центру коридора, чтобы в момент истины рассечь поток атакующих в 2 узких коридора. Оставшиеся узкие коридоры можно дополнительно оснастить серией ловушек, делающих посещение вашей крепости очень, очень кровавым.

Катапульты как способ перемещения камней

При стрельбе из катапульты камень не разрушится, если точка стрельбы — пустота. Он просто упадёт ниже уровнем как при раскопках. Можно стрелять по стене, двери, поднятому мосту, находящихся рядом с пустотой. Если боеприпас пролетит максимум дальности, то тоже упадёт без повреждений. Даже одна катапульта с зелёными новичками перебросит камни быстрее группы носильщиков. Заряд, попавший в лестницу разрушится.

"Катапульта Гатлинга"

Для сооружения необходима катапульта, зона сброса мусора (garbage dump zone), и легендарный оператор осадных машин. Соберите катапульту там, где планируете её использовать, а затем разместите зону сброса мусора в середине катапульты. Доставьте в зону достаточное количество камней. Осталось только разрешить использование камней клавишами d-b-c и все готово к стрельбе. Достаточно сильный и проворный оператор может с легкостью метать за раз по 2-3 камня.


Смотри так же:


Предметы обстановки
Animal trapAnvilArmor standBedBlocksBox (chest • coffer) • BucketCabinetCage (aquarium • terrarium) • Coffin (casket • sarcophagus) • RestraintSlabStatueTableThrone (chair) • Weapon rack
Инструменты
AltarBookcaseDisplay (display case • pedestal) • HiveNest box

Контроль проходов
BarsBridgeDoor (portal) • FloodgateGrateHatchRoadWindow
Конструкции
Машины и части ловушек
Прочее

Связанные статьи