Aquifer

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Водоносный горизонт — это подземный слой пропитанной водой почвы. Попытка пробиться через него окончится быстрым заполнением выкопанного участка водой, прерывая разработку этого и нижних уровней. Учитывая то, что водоносные слои обычно присутствуют в областях, богатых грунтом и песком, найти строительный камень в достаточных количествах на таких картах может быть сложно. При выборе места высадки вы получите предупреждение о наличии водоносного слоя. Возможно стоит выбрать участок без водоносного слоя или на стыке двух биомов.

Виды водоносных горизонтов

Легкий водоносный горизонт

Легкие водоносные горизонты являются наиболее распространенными (~19 из каждых 20 водоносных горизонтов), производят воду значительно меньше. Под него можно легко проникнуть с минимальными усилиями, выкапывая по одному уровню за раз и быстро огораживая его. Легкие водоносные горизонты могут быть очень полезны для медленного заполнения резервуаров для колодцев или водопадов.

Открытый тайл будет получать воду из легкого водоносного горизонта, только если он находится прямо к северу, югу, востоку, западу или ниже тайла водоносного горизонта. Количество воды, которое получает открытый тайл, случайно, от двух до шести, но в среднем четыре в месяц. Получается одинаковое количество воды независимо от количества соседних тайлов водоносного горизонта.

Если вы хотите выкопать большую площадь в легком водоносном горизонте без тщательного и постоянного ограждения его стенами, то выкопайте стоки в пространство за водоносным слоем, где вода может испаряться быстрее, чем поступает.

В отличие от тяжёлых водоносных горизонтов, тайлы легкого водоносного горизонта не поглощают воду.

Хотя рытье тайлов легкого водоносного горизонта не очень опасно, дварфы будут постоянно отменять копание с предупреждением о влажном камне с каждым новым открытым влажным тайлом. Таким образом, игрок должен постоянно заново обозначать раскопки влажных тайлов, это делает раскопку водоносного слоя утомительным занятием. Невозможно отключить эту автоматическую отмену и паузу без использования сторонних программ, таких как DFHack.

Тяжёлый водоносный горизонт

В отличие от легких водоносных горизонтов, тяжёлые водоносные горизонты производят воду почти сразу после выкапывания тайла, останавливая рытьё грунта на уровне или ниже уровня водоносного горизонта. Это делает добычу камня сквозь тяжёлый водоносный горизонт очень затруднительным и веселым делом.

Не выкопанные тайлы тяжелого водоносного слоя поглащают воду так же, как и край карты. Один тайл водоносного горизонта может поглощать любое количество воды под давлением за один тик, ограниченное только подачей. Не очевидным последствием является то, что только самый нижний тайл вырытого отверстия в тяжёлом водоносном горизонте будет заполнен водой.

Смешанный водоносный горизонт

В дополнение к сильным и легким типам водоносных горизонтов, игра также может отображать смешанный водоносный горизонт на экране перед посадкой, это означает, что в зоне высадки есть некоторые тайлы с легким и некоторые тайлы с тяжёлым водоносными горизонтами.

Где встречаются

Водоносные горизонты встречаются в зависимости от высоты поверхности. В районе с низкой высотой над уровнем моря, например, вблизи рек и океанов, вероятность водоносного слоя гораздо выше, чем в районах вроде гор.

Слои, в которых встречаются водоносные горизонты:

Слои, в которых НЕ встречаются водоносные горизонты:

Советы

  • Шахты, выкопанные непосредственно под водоносным слоем, будут затоплены. Начинайте копать через уровень от него, если не хотите испортить всю сложную проделанную вами работу.
  • Выравнивание стены из песчаника, конгломерата или пуддингстона в водоносном слое перекроет приток воды из неё. Это очень полезно при применении насосов. Туннель, вырытый под выровненной клеткой водоносного слоя, не будет затоплен. При прокапывании через выровненную стену из неё снова начнёт сочиться вода, до тех пор, пока клетка не будет выкопана полностью. Внимание: выравнивание стен из иных материалов НЕ останавливает приток воды (проверено для мрамора).
  • Водоносный слой не пропускает воду по диагонали, он наводняет клетки только с севера/юга/запада/востока.
  • Вода на тайле, на котором стоит выполняющий задание дварф, приведет к отмене задания, если уровень воды станет слишком высоким. Строительство будет приостановлено на 2/7 уровне воды, а раскопка будет остановлена только на 4/7 уровне.
  • Вода в водоносных горизонтах на островах теперь пресная.
  • Текущая вода заставляет родителей ронять своих младенцев, что приводит к отмене заданий и иногда веселью.

Исследование количества уровней водоносного горизонта

Вы можете узнать, какой слой находится под слоем водоносного горизонта, выкопав в нем двунаправленную лестницу. Это откроет тайл под слоем водоносного горизонта, и если это не водоносный горизонт, например, глина, руда или коренная порода, то вы будете знать, что глубина водоносного горизонта в этом месте составляет всего 1 слой. Этот метод можно использовать только для определения того, является ли водоносный горизонт глубиной в один слой или в несколько слоев, но этой информации все же достаточно, чтобы спланировать, как в него проникнуть. Для многослойных тяжёлых водоносных горизонтов настоятельно рекомендуется использовать метод с насосами.

Методы обхода тяжёлых водоносных горизонтов

Известно несколько способов преодоления трудностей, создаваемых водоносными слоями. При высадке стоит взять побольше материалов, а возможно и камня, иначе большую часть предметов скорее придётся изготавливать из дерева и костей, особенно на начальных этапах. Через некоторое время вы сможете добывать строительный камень и металлы посредством торговли.

Также стоит заметить, что иногда можно обнаружить некоторое количество строительного камня выше водоносного горизонта. Можно создавать небольшие шахты для нахождения мест, где можно его добыть. Учтите, что рытьё шахт на уровне, находящемся непосредственно над водоносным горизонтом создаст области сырой породы («damp stone»), которые могут затопить этот уровень, если их затронуть; такие области мигают значком .

Метод обвала

Вариант 1. Проход одного уровня водоносного слоя методом обвала
Вариант 2. Проход одного уровня водоносного слоя методом обвала

Существует простой способ проникновения под водоносный горизонт. Если вы обвалите любую почву на водоносный слой, то полученную пробку можно будет безопасно выкапывать.

Для типового прохода 3x3 нам понадобится взять с собой 3 булыжника для создания механизмов.

Порядок постройки:

  • Собрать мастерскую механика, изготовить 2 механизма.
  • На верхнем уровне каналом обрисовываем участок 5x5 (центр 3x3 станет лестницей, края в 1 клетку — пробкой).
  • Строим рычаг, рампу или лестницу вверх, участок стены, колонну и обязательно пол на уровне z+1, как показано на рисунке. На этой конструкции повиснет пробка после окончания раскопок.
    • Соединяем колонну с рычагом. Понадобится 2 механизма.
  • Откапывам под каналом и пробкой комнату 7x7.
  • Роем каналы в полу, чтобы выбрать водоносный грунт. Должен получиться бассейн 5x5.
    • Опционально — делаем в углу дырку в водоносный слой, чтобы слить лишнюю воду (рис. 1).
  • Отводим дварфов в безопасное место, дёргаем за рычаг. Оборвавшись, пробка упадёт в бассейн, вода вытечет в дыру в углу или высохнет (рис. 2).
  • Копаем лестницу в центре пробки. Позже можно будет надстроить лестницу, а также замостить яму в земле (рис. 3).

Заметка. Пробку можно не подвешивать, а ставить на колонну в Z-2 уровне.

Заметка. Можно вообще не городить огород с подвесом пробки, а откопать последний тайл канала в последний момент, но есть опасность, что землекоп пострадает от удара водой и пылью, или ещё хуже — упадёт вместе с плитой вниз.

Пошаговая инструкция
Проход трёх уровней водоносного слоя методом обвала с последующим осушением.

Метод похож на предыдущий. Так же строим мастерскую механика и изготавливаем механизмы для опорных колонн.

  • На верхнем уровне каналом обрисовываем участок 5x5 (центр 3x3 станет лестницей, края в 1 клетку — пробкой).
  • Вокруг получившегося канала копаем ещё один, отступив 2 клетки.
  • И ещё один.
  • Строим 3 рычага, рампу или лестницу вверх, участок стены, 3 колонны (к центральной пробке и 2 кольцам) и обязательно пол на уровне z+1, как показано на рисунке. На этой конструкции повиснут пробка и кольца после окончания раскопок.
    • Соединяем колонны с рычагами. Понадобится 2 механизма на каждый рычаг.
  • Откапываем под каналом и пробкой комнату 15x15.
  • Роем каналы в полу, чтобы выбрать водоносный грунт. Должен получиться бассейн 13x13.
  • Отводим дварфов в безопасное место, дёргаем за рычаг, связанный с внешним кольцом! Оборвавшись, пробка упадёт вниз, образуя бассейн без единого тайла водоносного слоя (рис. 2).
    • Строим помпу и, если понадобится, стены вокруг помпы. Откачиваем воду в дыру в углу комнаты (рис. 3).
  • Повторяем раскопки, но бассейн на 2 клетки меньше и на уровень ниже (рис. 4).
  • Отводим дварфов в безопасное место, дёргаем за рычаг, связанный со вторым кольцом. Оборвавшись, пробка упадёт вниз, образуя бассейн без единого тайла водоносного слоя (рис. 5).
    • Разбираем помпу, строим помпу у нового бассейна, если понадобится, стены вокруг помпы. Откачиваем воду в дыру в углу комнаты (рис. 5).
  • Копаем третий, последний бассейн (рис. 6).
  • Дёргаем последний рычаг.
  • Сливаем воду в угол или ждём, пока высохнет. Откачивать не придётся (рис. 7).
  • Копаем лестницу в центре пробки. Позже можно будет надстроить лестницу, а также замостить яму в земле (рис. 8).

Прохождение обрушением многоуровневого водоносного слоя

Существует способ пройти многоуровневый водоносный слой, для этого понадобится минимум 1 помпа и по 3 камня на каждый уровень воды, плюс некоторое количество древесины и времени. Запаситесь едой и выпивкой.

Разные биомы

Если на вашей местной карте более одного биома, может быть возможно прокопать шахту вниз в одном биоме и пробиться в другой, но уже под водоносным горизонтом. Конечно, это не сработает, если водоносные слои есть в каждом биоме, но может пригодиться в случае попадания на водоносный слой, не отмеченный на местной карте.

Хорошим указанием на возможность прохождения водоносного слоя являются крутые склоны — их можно увидеть на экране подготовки в высадке, если нажать Tab при просмотре мини-карты.

Стоит так же упомянуть, что океан обычно ограничен слоем породы, через которую можно обойти водоносный слой; к тому же эту породу можно сгладить, что облегчит прохождение слоя, если вам всё же придётся копать сквозь него.

Метод льда

Способ осуществим только на картах с морозным климатом, потребуется ждать зимы, то есть целый год, учитывая, что высадка происходит в 1 день весны. Вам понадобятся:

  • 9 единиц стройматериалов, подходящих для постройки стен и полов.
  • 1 плотник или каменщик (в зависимости от выбранных стройматериалов).
  • 1 шахтёр.
  • Карта с замерзающей водой.

Будьте осторожны при прокапывании лестницы в самом льду — шахтёр может погибнуть, вмёрзнув в лёд.

Шаги:

  1. Выройте каналы в квадрате 5х5.
  2. Выдолбите ступеньки вне этого квадрата, чтобы получить доступ к нижнему уровню.
  3. Аккуратно выройте каналы под первым слоем каналов и выдолбите ещё одни ступеньки вниз.
  4. Продолжайте закапываться вниз до уровня, находящегося непосредственно над водоносным слоем.
  5. Выройте каналы вокруг центральной клетки.
  6. Подождите, пока вода замёрзнет.
  7. Внешняя оболочка из блоков льда на уровне водоносного горизонта не позволит внутренним блокам отсыреть.
  8. Выдолбите ступеньки в центральной клетке для доступа к нижним уровням.
  9. Ко времени разморозки льда окружите лестничный пролёт на уровне водоносного горизонта стеной.
  10. Систему можно расширить для получения большего лестничного проёма.

Диаграмма:

  • C — канал
  • G — решётка
  • W — стена
  • X — ступени вверх/вниз
  • > — ступени вниз
  • < — ступени вверх
  • I — лёд/вода
  • F — пол

Поверхность:

CCCCC
CCCCC
CCCCC>
CCCCC
CCCCC

Срединные уровни:

CCCCC
CCCCC
CCCCCX
CCCCC
CCCCC

Уровень водоносного горизонта + 1:

CCCCC
CCCCC
CC>CF<
CCCCC
CCCCC

Уровень водоносного горизонта:

IIIII
IWWWI
IWXWI
IWWWI
IIIII

Метод скорости

В случае с многослойным водоносным горизонтом существует возможность прокопать более одного водоносного слоя сразу, так чтобы вода не успела накопиться. Это позволяет вести работы на верхних уровнях, сливая воду в нижний, но не пробивает полностью все водоносные слои.

Метод руды

На картах, где водоносный горизонт содержится не в почве, а в слое осадочных пород, например песчаника, может быть возможно пробиться на нижние уровни через залежи руды, например магнетита. Чтобы это сработало, необходимо найти точку, в которой есть залежи руды на каждом Z-уровне, через который необходимо пробиться. Сделать это можно либо путём проб и ошибок, либо с помощью подходящей программы, например reveal.exe.

Метод магмы

Если у вас есть доступ к источнику магмы, вы можете создать обсидиановые кессоны. Вода находится в водоносном слое не под давлением, а магма достаточно вязка, так что рытьё каналов в водоносном слое безопасно. Несмотря на то, что вам придётся прорывать каналы по нескольку раз в одном и том же месте, в итоге можно создать озеро магмы на уровне водоносного слоя, а затем отделить его от источника магмы при помощи воды. Когда она остынет (этот процесс можно ускорить дополнительной подачей воды), вы сможете прокопаться вниз через середину области обсидиана 3х3 без затопления. Создавая большую изначальную область обсидиана, вы сможете прокопаться через большее количество водоносных слоёв.

Другой метод магмы

Два внешних слоя выходов магмы могут дать вам возможность пробиться под водоносный горизонт, приложив минимум усилий. Непосредственно прилегающий к магме слой всегда состоит из обсидиана, который не пропускает воду из водоносного горизонта. Следующий за ним слой почвы или породы высушен теплом от магмы. В зависимости от расположения конкретного выхода магмы, может быть возможно всё время копать прямо вниз или найти обходной путь.

Советы:

  • Любая клетка, не соприкасающаяся с магмой на том же Z-уровне (углом или гранью), не будет затоплена магмой, даже если магма находится прямо над ней.
  • Любая клетка, не обозначенная как сырая, не будет залита водой, даже если соседняя с ней клетка — сырая.
  • Чтобы узнать, какие клетки безопасно выкапывать, можно выдалбливать ступеньки вниз, так как это даёт представление о том, что находится на нижнем уровне. Эти клетки можно затем по желанию покрыть полом.
    • Предупреждение: Не выдалбливайте ступеньки вверх в водоносном слое, пока не удостоверитесь, что клетка недоступна для воды. Создание ступенек вверх откроет клетку, так что она сможет заполниться водой и сделать соседние клетки небезопасными.
  • Сухие клетки вокруг источника магмы — того же типа, что и сам водоносный горизонт, так что водоносный слой песка можно использовать для сбора песка.

Метод насосов

Существует возможность выкачать воду из водоносного слоя; несмотря на то, что вода в источнике, похоже, бесконечна, её можно выкачивать быстрее, чем она успевает просачиваться, что позволяет создать достаточно безопасную область на уровне с водоносным слоем. Этот метод небезопасен, так как может привести к затоплению при неаккуратном использовании насосов, зато он позволяет расчистить бо́льшую площадь, чем большинство методов и может применяться на любой карте. На уровне с водоносным горизонтом можно построить стены (если стены шлифуемы — быстрее будет отшлифовать en), преграждающие путь воде. Также обычно бывает проще спланировать систему насосов, чем искать пути под водоносные слои, основываясь на удаче.

Этим методом можно пробить несколько водоносных слоёв. Просто убедитесь, что создали достаточно свободного места на предыдущем уровне для продвижения на следующий. Для освобождения большого пространства, разбейте его на отделения (размер 6х6 вполне подойдёт) и выкачивайте их по одному за раз, хотя бы с трёх сторон одновременно, затем стройте стены по периметру. Выкопав несколько отделений, вы можете соединить их, пробив преграду между ними и достроив недостающие стены для защиты от воды. Заметьте, что насосы не смогут перекачивать воду, если вы построите стену в клетке, из которой они её забирают, вот почему необходимо либо выкачивать воду сразу с нескольких сторон, либо освобождать место для постройки стен.

Двухщелевой метод

Основная статья: Double-slit_method

Один из наиболее удобных и часто используемых методов ввиду простоты и надёжности. Является частным случаем метода насосов. Впервые упоминается на форуме Quantum’s original forum post.

туториал на youtube

Изменение настроек игры (чит)

Следует считать этот метод нечестным, тем более, что для честного «метода обвала» потребуется лишь несколько минут. Удаление записи [AQUIFER] из свойств камня в inorganic_stone_layer.txt и inorganic_stone_soil.txt отключает приток воды.

Обход водоносного горизонта в местности с резким перепадом высот

Каньоны и водопады — это места, где водоносный слой вполне мог быть пройден за вас, ещё при генерации мира. Так как водоносный горизонт размещается только относительно поверхности, с заданием глубины строго по вертикали, то в случае, если на карте присутствует ущелье, глубина которого больше глубины максимального залегания грунтовых вод, водоносный слой может быть обойдём с помощью строительства выносной шахты, вдоль внутренней стены ущелья. Подробная инструкция по использованию данного метода лежит на форуме.

Несколько советов по эмбарку

Если вы в первый раз стартуете в «водоносном» регионе, учтите, что к высадке в таких местах всегда лучше готовиться тщательно — скорее всего, преодоление займёт у вас много времени, и стандартная экспедиция в ваших руках будет малоэффективна. Ниже приведены несколько заметок, выведенных методом проб и ошибок.

  • Если вы хотите пробить горизонт в рациональные сроки, вам понадобится не один шахтёр, а, как минимум, трое. Возьмите с собой дополнительную кирку. При этом дварфам, предназначенным вами для геологических работ, можно не давать очки соответствующего навыка (они быстро приобретут необходимый опыт самостоятельно), но желательно научить плавать — это не даст им утонуть при раскопке горизонта. Уровня Novice должно быть достаточно. Также крайне желательно не нагружать их лишней работой наподобие переноски тяжестей.
  • Тщательно изучите геологию и биосферу местности перед стартом. Заранее захватите с собой побольше камня (обычно добраться до него весьма проблематично), — а если в зоне высадки не растут деревья, то и древесины. Точные нюансы выяснятся уже после высадки, но для преодоления, например, четырёхуровневого водоносного горизонта методом обвала вам потребуется 16 камней и 3 бревна или 12 камней и 7 брёвен для изготовления механизмов, рычагов', опор и деталей для насоса, при условии, что ваши дварфы согласны спать на земле (то есть без учёта кроватей). При этом временные мастерские и несущую балку для пробок рекомендуется строить не из привезённых материалов, а из собранной непосредственно на месте глины, так что прихватите с собой ещё один камень для печи, без которой вы не сможете её собирать. Если вы намерены использовать другой метод обхода, можете самостоятельно рассчитать количество необходимого вам материала, но сделать это надо очень чётко. Помните, что изготовить механизмы или трубы из глины или песка нельзя.
  • Двоих из оставшейся четвёрки отрядите на обеспечение колонии продовольствием. Вид их специализации выбирайте в соответствии с местностью, однако самый простой способ — дать им несколько очков земледельческого навыка и, если вы не слишком сильны в севообороте, взять с собой побольше грибницы толстошлемника. В свободное от ухаживания за полями время они могут готовить пищу и алкоголь, однако очков в этих областях им можно не давать — на этапе обхода горизонта качеством вещей допустимо пренебречь.
  • Последним двоим дварфам можете назначить начальные умения плотника, лесоруба, каменщика или механика, однако также рекомендуется исходить из условий местности. Например, при высадке в «злом» биоме лесоруба лучше сделать хотя бы «адекватным» секирщиком для защиты экспедиции от нежити. Если же вы хотите сэкономить очки, можете так и оставить их крестьянами — навыки они могут получить, выполняя назначенную работу, а качество вещей, как уже упоминалось, на этом этапе некритично.
  • Если в выбранной вами местности мало или совсем нет леса, в колонии крайне необходимо иметь бухгалтера (если деревьев много, этим можно пренебречь), чтобы рационально распределять еду и выпивку между бочками. Дайте ранг Novice в профессии клерка кому-нибудь из дварфов (кроме шахтёров). Учтите, однако, что неопытный клерк тратит много времени на составление описи, так что выбирайте сами, кого для вас будет некритично оторвать от дела. Дополнительные камни или брёвна для оборудования конторы можно с собой не брать, а вместо этого разобрать телегу.
  • Животных, не считая тягловых, с собой можете вообще не брать, если хотите сэкономить очки, которых вам наверняка уже не хватает. Если же вы хотите кого-нибудь взять, берите:
либо пару кошек, чтобы вам не досаждали вредители;
либо пару собак, чтобы иметь боевое/охотничье подспорье;
либо пару свиней, если не хотите возможных перебоев с пищей.
  • При этом вполне вероятно, что стартового количества очков вам может не хватить. Выбирайте сами, чем из базовой экипировки можно пожертвовать, исходя из вашей персональной стратегии.

Польза водоносного горизонта

Надо заметить, что хотя водоносный горизонт создаёт много трудностей, у него есть и положительные стороны. Во-первых, немалая часть области, находящейся под землёй, но выше водоносного горизонта состоит из песка, глины или грунта, что упрощает раскапывание складов, не захламляясь ненужным камнем. К тому же присутствие воды в 3-4 уровнях под землёй облегчает постройку колодцев, давая лёгкий доступ к источнику воды. Ещё одно полезное свойство водоносного горизонта состоит в том, что он не только отдаёт бесконечное количество воды, но и впитывает её с определённой скоростью. Если вы прокопаете канал в водоносный слой, вся вода, протекающая по нему будет исчезать, не вызывая затопления.

В холодной (Cold) и тем более морозной (Freezing) местности водоносный слой может быть единственным доступным источником воды, так как до озёр в пещерах докопаться далеко не просто. При начале новой игры в таких условиях неплохим выбором станет место с комбинацией нескольких биомов, где можно и прокопать до камня, и получить доступ к незамерзающим колодцам в самом начале игры. Не забудьте только взять верёвки и, если на месте высадки нет деревьев, вёдра!

Игровой мир
Главное
Карта
Биомы
Особенности
Подземный мир
Цивилизации
Места
Структуры
Прочее